|
Особенностью программы «Истоки» является стержневая основа содержания образования и воспитания — предмет «Истоки» (авторы: А.В. Камкин, профессор ВГПУ, г.Вологда, И.А. Кузьмин, профессор РАЕН, г. Москва), программа «Воспитание на социокультурном опыте» (авторы: И.А. Кузьмин, О.А. Бандяк, В.Н. Синицына, М.А. Сергеева, Н.А. Костромина) и программа дополнительного образования «Северная Фиваида».
СТЕРЖНЕВАЯ ОСНОВА ИСТОКОВЕДЕНИЯ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Курс пропедевтики «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» направлен на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Содержательной основой программы является система понятий и категорий, представленных в курсе «Истоки» для начальной школы (авторы: профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин).
3-4 года. Слово, Образ, Книга
4-5 лет. Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души
5-6 лет. Вера, Надежда, Любовь, Мудрость
6-7 лет. Традиции Слова, Образа, дела и праздника
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОКИ»
(категории и ценности курса)
В центре учебного курса — УНИВЕРСАЛИИ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Задача учебного курса «Истоки» —
дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные ценности школьников.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
1 класс. Азбука Истоков «Золотое сердечко». Приводит учащихся к пониманию таких важнейших категорий
отечественной культуры, как Слово, Образ и Книга.
Дети получают знания о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
2 класс. Вводит младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации: «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души».
3 класс. Призван подвести учащихся к истокам духовности, морали,
нравственности и этики, которые традиционно присущи
российской цивилизации.
4 класс. Знакомит учащихся с истоками традиций в нашей культуре (Традиции Слова, Образа, дела и праздника) как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
СРЕДНЯЯ ШКОЛА
5 класс. Память и мудрость Отечества. Знакомит учащихся с семью выдающимися памятниками отечественной культуры и образа жизни.
6 класс. Слово и Образ России. Осваиваются «код» пространства и «ритмы» времени, как важнейшие цивилизационные ценности, открывается образ времени, смысл жизненных ритмов общества и человека.
7 класс. Истоки дела и подвига. Представлены традиции, смыслы и духовно-нравственные основы ведущих видов деятельности: крестьянского и ремесленного труда, купечества и предпринимательства, государственного, воинского и духовного служения.
8 класс. Истоки творчества. Исследуется язык, образы и мотивы различных жанров
отечественного искусства, его патриотическое
и духовно-нравственное содержание.
9 класс. В поисках Истины. Представлены различные пути к ИСТИНЕ,
которыми веками шел человек в нашем Отечестве.
10 класс. Служение Отечеству. Осмысливается значение служения Отечеству в многовековой истории России, определяется собственное воззрение на служение Отечеству.
11 класс. Отечественные традиции. Осмысливаются ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ в разные периоды развития социокультурного пространства России, определяются главные жизненные ориентиры на основе отечественных традиций.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ «ВОСПИТАНИЕ НА СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ»
Содержательным стержнем программы является
система категорий и понятий, изучаемых в курсе «Истоки».
Задача программы «Воспитание на социокультурном опыте» —
помочь учащимся соотнести главные ценности жизни
с собственным опытом, другими словами, выбрать то,
что они считают самым важным для своей семьи и для себя
в определенном программой контексте
и запечатлеть свои жизненные ориентиры,
переживания, опыт на страницах Первой книги.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
1 класс. Присоединение учащихся и их семьи через совместную деятельность к единым духовно-нравственным
и социокультурным ценностям.
2 класс. Развитие чувства ответственности за благополучие семьи, за продолжение рода, чувства любви к родному очагу и родной природе.
3 класс. Развитие внутренних ресурсов человека, развитие духовно-нравственной основы личности.
4 класс. Позволяет переосмыслить и закрепить социокультурный опыт, накопленный в начальной школе, развить мотивацию к совершенствованию личности.
Успех предмета и воспитательной программы объясняется системой категорий и ценностей, составляющих их содержание. Имя и род, дом и семья, Вера и Надежда, икона и храм, песня и праздник, любовь и мелосердие — эти и иные темы курса присоединяют ребенка к коренным устоям российской цивилизации, помогают ему стать «своим». Предмет и программа обеспечены педагогической и психолого-методической системой. Сердцевиной урока становятся диалоги. Идет не запоминание, а совместное размышление. Каждый урок ориентирован на положительный жизненый опыт ребенка, его семьи и близких — так «Истоки» превращаются в уроки жизни, побуждая детей и взрослых к добрым делам и поступкам. Так развивается идея активного воспитания.
|