|
|
|
|
|
|
|
| УМК «Истоки»
|
УМК «Истоки»
|
Список учебных пособий, которые изданы на момент подачи заявления Издательского дома «Истоки» в Министерство образования и науки Российской Федерации на участие в отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (открыть в формате .pdf)
|
I. Научно-методические сборники
«Истоковедение» (тт. 1, 2, 3-4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13-14, 15)
|
|
Ответственные редакторы:
И.А. Кузьмин, главный редактор Издательского дома «Истоки», профессор, член-корреспондент РАЕН,
Л.П. Сильвестрова, заведующая методическим кабинетом Истоковедения Издательского дома «Истоки».
Основная задача данных изданий — организационное, научно-методическое обеспечение
развития стержневой основы Истоковедения (учебный курс «Истоки» и программа «Воспитание на социокультурном опыте»),
как междисциплинарного, интегрирующего направления в образовании,
нацеленного на гармоничное развитие личности участников образовательного процесса.
|
|
Издания помогают каждому учителю осознать
духовно-нравственный смысл его профессиональной деятельности и личностного роста,
ориентируют в содержании, методиках и технологиях эффективного обучения.
Знакомят педагогическую общественность, методистов, специалистов отделов образования,
руководителей образовательных учреждений и их методические службы
с разработанным учебно- методическим комплексом «Социокультурные истоки»,
формирующим социокультурную основу образования, накопленным педагогическим опытом.
|
|
II. Учебно-методический комплект для общеобразовательной школы. Учебный курс «Истоки» (1-9 классы)
|
|
Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин.
Учебное пособие «Азбука Истоков «Золотое сердечко» (1 класс).
«Азбука Истоков» подготовлена в соответствии с программами учебного курса «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для первого класса общеобразовательной школы. В процессе занятий по Азбуке Истоков ученики осваивают важнейшие системообразующие понятия: Слово, Образ, Книга, приходят к пониманию сути Истоков.
В рамках программы «Воспитание на социокультурном опыте» дети работают над своей «Первой книгой», приобретают опыт соотнесения главных ценностей жизни с собственным опытом.
|
|
Е.Ю. Давыдова.
Тетрадь по чтению к Азбуке Истоков (1 класс).
Тетрадь составлена в полном соответствии с учебно-воспитательной программой «Истоки-1» и предназначена для всестороннего закрепления пройденного материала. Главная цель тетради — обучение быстрому и осознанному чтению, развитию языкового чувства и творческих способностей, расширение активного словарного запаса. Методологическая концепция тетради — активное мотивированное обучение с опорой на реальный опыт учащихся, как необходимое условие формирования полноценной личности и развития продуктивного мышления.
Е.Ю. Давыдова. Прописи в 2-х частях к Азбуке Истоков.
Прописи являются начальным пособием для обучения письму. В качестве материала для закрепления и обработки навыка в прописях использованы тексты, тематически связанные с содержанием «Азбуки Истоков» и тетради для чтения, что заметно повышает активность учащихся.
|
|
А.В. Камкин. Учебное пособие «Истоки» (2 класс).
Учебное пособие «Истоки» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации.
Четыре тематических блока: «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души». Доминирующая логика учебного пособия может быть представлена схемой: от настоящего к истокам, а от них — вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.
В рамках учебного курса происходит интегрирование получаемых в школе знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретает первый опыт целостного социокультурного восприятия.
|
|
Н.В. Котельникова, О.А. Бандяк. Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях (2 класс). Под общ. ред. профессора РАЕН И.А. Кузьмина.
Рабочая тетрадь соответствует структуре и содержанию программы «Истоки» для 2 класса общеобразовательной школы. Основу составляют активные занятия, которые носят обязательный характер. Реализация их поможет учащимся освоить основные понятия курса, развить систему духовно-нравственных и социокультурных ценностей, освоить грамматику общения, оценить свои результаты. Система активных занятий подготовлена на основе социокультурного системного подхода к истокам в образовании.
|
|
А.В. Камкин. Учебное пособие «Истоки» (3 класс).
В центре внимания в 3 классе оказываются ценности внутреннего мира человека. Учебное пособие «Истоки» для 3 класса состоит из разделов: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Текст книги предназначен не для заучивания, а для размышления о внутреннем мире и первом духовном опыте. Каждый раздел открывается страницей с рисунком и вопросами, которые помогают сориентироваться в предстоящем тексте, сконцентрироваться на главном.
|
|
Н.В. Котельникова, Н.Ю. Твардовская. Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях (3 класс). Под общ. ред. профессора РАЕН И.А. Кузьмина.
«Истоки»-3 призваны подвести третьеклассников к истокам духовности, морали, нравственности и этики. Задача такого рода не может быть решена путем простого транслирования содержания. Особая роль отводится активным формам обучения.
Структура рабочей тетради «Истоки» для 3 класса состоит из блоков: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». В ходе выполнения заданий дома предусмотрено сотрудничество учащихся и их родителей, что позволяет средствами предмета «Истоки» осуществлять социокультурное присоединение семьи к школе.
|
|
А.В. Камкин. Учебное пособие «Истоки» (4 класс).
В разделах учебного пособия «Истоки» для 4 класса представлены ведущие традиции отечественного уклада. При этом показываются жизненная сила и востребованность этих традиций в современной действительности. Разделы пособия: «Традиции Образа», «Традиции Слова», «Традиции дела», «Традиции праздника». Рассматривается почитание традиций, как важнейшего механизма сохранения и сбережения культуры, преемственности поколений.
|
|
В.Д. Ергина, Т.Н. Смирнова. Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях (4 класс). Под общ. ред. профессора РАЕН И.А. Кузьмина.
В рабочей тетради «Истоки» для 4 класса представлена система активных занятий, продолжающая работу, начатую на уроках «Истоков» в 1-3 классах общеобразовательной школы. Включает разнообразные задания, соответствующие структуре и содержанию программы учебного курса «Истоки-4».
|
|
А.В. Камкин. Учебное пособие «Истоки» «Память и мудрость Отечества» (5 класс).
Учебное пособие «Истоки» для 5 класса знакомит с семью самыми яркими и самобытными памятниками отечественной материальной и духовной жизни: соха и топор, крестьянские хоромы, Соловки, Покрова на Нерли, икона «Живоначальная Троица», Московский Кремль, Летописи. Воспитательная цель изучения каждого памятника — приближение к его глубинному смыслу, к постижению той фундаментальной идеи, что он содержит и сберегает из века в век.
В итоге возникает целостное представление о вековых идеалах нашего народа: лада и согласия, мерности и соборности, преображения и державности.
|
|
Н.В. Котельникова, Н.Б. Красикова, О.И. Мисаилова, Н.Ю.Твардовская. Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях «Память и мудрость Отечества» (5 класс). Под общ. ред. профессора РАЕН И.А. Кузьмина.
Рабочая тетрадь соответствует структуре и содержанию программы учебного курса «Истоки-5».
При этом сохраняется сложившаяся для начальной школы система активных занятий и заданий, направленных на развитие мировоззрения и нравственных ориентиров ребенка. Главной образовательной целью заданий является актуализация социокультурного и духовного опыта России.
|
|
А.В. Камкин. Учебное пособие «Истоки» «Слово и образ России» (6 класс).
Опираясь на представленные образы и категории, составившие первый концентр учебного курса «Истоки» (начальная школа, 1-4 классы), учебное пособие «Истоки» для 6 класса делает очередной шаг по приобщению учащихся к неизменным, вневременным ценностям и идеалам Российской цивилизации.
Учебное пособие состоит из трех разделов: «Слово и Образ Отечества», «Слово и Образ малой Родины», «Слово и Образ времени».
|
|
Н.Б. Красикова, Н.Ю. Твардовская. Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях «Слово и Образ Отечества» (6 класс). Под общ. ред. профессора РАЕН И.А. Кузьмина.
Содержание и методика активных форм обучения позволяют расширить социокультурный опыт учащихся, акцентировать внимание на ключевых категориях каждой темы, развивать коммуникативные и управленческие навыки.
|
|
А.В. Камкин. Учебное пособие «Истоки дела и подвига» (7 класс).
Учебное пособие «Истоки» для 7 класса предлагает поразмыслить об Истоках дела и подвига.
В учебном пособии пять разделов: «Крестьяне», «Мастера-ремесленники», «Купцы-предприниматели», «Воинство», «Священство».
|
|
Т.И. Голубцова, Н.Б. Красикова. Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях «Истоки дела и подвига» (7 класс). Под общ. ред. профессора РАЕН И.А. Кузьмина.
Рабочая тетрадь соответствует структуре учебного курса «Истоки-7». Представленная система активных форм обучения и заданий позволяет осмыслить важнейшие виды деятельности, что повышает мотивацию выбора жизненного пути.
|
|
А.В. Камкин. Учебное пособие «Истоки» «Истоки творчества» (8 класс).
В учебном пособии «Истоки» для 8 класса представлены размышления о трех путях хождения к истокам творчества.
Путь первый — размышление о духе и формах творчества (смысл творчества, его внешнее и внутреннее условие).
Путь второй ведет в миры образов. Это зримая, видимая часть нашей культуры.
Путь третий — творческие порывы человеческого разума (научное творчество, техническое конструирование и просветительство).
|
|
Н.Б. Красикова. Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях «Истоки творчества» (8 класс). Под общ. ред. профессора РАЕН И.А. Кузьмина.
Рабочая тетрадь «Истоки» для 8 класса состоит из трех тематических блоков:
«Творчество: дух и формы», «Истоки образа», «Истоки творчества разума» в
соответствии с программой учебного курса «Истоки-8».
В основе рабочей тетради —
система активных занятий, подготовленных на основе методологии Истоковедения.
|
|
А.В. Камкин. Учебное пособие «Истоки» «В поисках Истины» (9 класс).
В учебном пособии «Истоки» для 9 класса представлены различные пути к ИСТИНЕ, которыми веками шел человек в нашем Отечестве.
|
|
И.А. Кузьмин, В.Е. Кузьмина, Н.Б. Красикова. Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях «В поисках Истины» (9 класс). Под общ. ред. профессора РАЕН И.А. Кузьмина.
Рабочая тетрадь «Истоки» для 9 класса состоит из четырех тематических блоков:
«Пути к Истине: взгляд человеческий», «Начало пути к Истине», «Дела на пути к Истине»,
«Испытания на пути к Истине» в соответствии с программой учебного курса «Истоки»–9.
В основе рабочей тетради — система активных занятий, подготовленных на основе
методологии Истоковедения.
|
|
III. Учебно-методический комплект для общеобразовательной школы. Программа «Воспитание на социокультурном опыте» (1–4 классы)
|
|
Задача программы «Воспитание на социокультурном опыте» — помочь учащимся
соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, другими словами, выбрать
то, что они считают самым важным для своей семьи и для себя в определенном
программой контексте, и запечатлеть свои жизненные ориентиры, переживания, опыт
на страницах Первой книги.
Программа объединяет усилия Семьи и Школы в воспитании подрастающего поколения.
|
|
Главными целями программы являются:
* приобщение детей, их семьи, педагогов к вечным непреходящим духовно-
нравственным ценностям через совместную деятельность;
* организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста
воспитания в семье и образовательном учреждении, формирование активной
педагогической позиции родителей;
* создание условий для развития познавательной сферы ребенка, где лейтмотивом
выступает формирование бережного и созидательного отношения к окружающему миру;
* формирование способности получать значимые социокультурные результаты.
|
|
Программа представляет собой целостную систему внеклассных занятий.
Каждое занятие является прямым продолжением работы детей, родителей и педагогов,
начатой на уроке «Истоки».
Соблюдается преемственность в содержательном, технологическом и организационном
плане.
Содержательным стержнем программы является система категорий и понятий,
изучаемых в курсе «Истоки».
Вокруг них разворачивается и вся деятельность, особенностью которой является
активное участие родителей.
Программа обеспечена книгами для развития, методическими пособиями,
технологическим инструментарием по проведению занятий, системой активных форм
воспитания.
|
|
К настоящему времени подготовлено 16 книг для развития учащихся 1–4 классов
общеобразовательной школы:
1. «Первое слово». Книга 1 для развития учащихся 1 класса.
2. «Добрый плод». Книга 2 для развития учащихся 1 класса.
3. «Слово «Жить». Книга 3 для развития учащихся 1 класса.
4. «Солнце земли Русской». Книга 4 для развития учащихся 1 класса.
5. «Истоки Великой Победы». Книга 5 для развития учащихся 1 класса.
6. «Мой род». Книга 1 для развития учащихся 2 класса.
7. «Родной очаг». Книга 2 для развития учащихся 2 класса.
8. «Путь-дорога». Книга 3 для развития учащихся 2 класса.
9. «Труд души». Книга 4 для развития учащихся 2 класса.
10. «Истоки Великой Победы». Книга 5 для развития учащихся 2 класса.
11. «Береги честь смолоду». Книга 1 для развития учащихся 3 класса.
12. «Добрая надежда». Книга 2 для развития учащихся 3 класса.
13. «Милосердие идет от Любви». Книга 3 для развития учащихся 3 класса.
14. «Покаяние учит Любви». Книга 4 для развития учащихся 3 класса.
15. «Истоки Великой Победы». Книга 5 для развития учащихся 3 класса.
16. «Традиции Образа». Книга 1 для развития учащихся 4 класса.
|
|
IV. Учебно-методический комплект по программе духовно-нравственного воспитания
«Социокультурные истоки» для дошкольного образования
|
|
Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»
(общеупотребимое название — программа «Истоки») в дошкольном образовании
направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и
социокультурным ценностям России.
В дошкольном образовании вводится пропедевтика Истоков: программа для
дошкольного образования «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».
Книги для развития детей являются составной частью комплекта «Истоки» и
«Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
|
|
Комплект состоит из 17 книг: три книги для детей 3–4 лет («Доброе слово», «Добрый
мир», «Добрая книга»); четыре книги для детей 4–5 лет («Дружная семья», «В добрый
путь», «Добрая забота», «Благодарное слово»); пять книг для детей 5–6 лет («Верность
родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое
слово»); пять книг для детей 6–7 лет («Сказочное слово», «Напутственное слово»,
«Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции»).
Весь комплект книг полностью соответствует структуре и содержанию программы
«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования,
содержит осваиваемые категории (Слово, Образ, Книга; Родной очаг, Родные просторы,
Труд земной, Труд души; Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; Традиции Слова, Образа,
дела, праздника).
Книги для развития представляют принципиально новый вид инструментария,
предложенный для дошкольного образования. Они предназначены для совместной
работы педагогов, детей и их родителей.
|
|
Новый вид инструментария для дошкольного образования имеет следующие
отличительные способности:
* во-первых, он направлен в равной степени на развитие духовно-нравственных
ценностей как ребенка, так и его родителей;
* во-вторых, для каждой темы подобрано главное произведение, позволяющее выйти
на размышление по осваиваемым категориям (главное произведение выделено особой
рамочкой-заставкой и буквицей);
* в-третьих, книги для развития подготовлены для взаимодействия детей и родителей
в процессе духовно-нравственного воспитания;
* в-четвертых, для каждой книги в целом и каждого произведения продуманы
и подготовлены образы-иллюстрации, позволяющие получить образно-эмоциональное
восприятие духовно-нравственного контекста произведения и осваиваемых категорий;
* в-пятых, в русских народных сказках восстановлен первоначальный контекст
категорий и ценностей;
* в-шестых, для каждой осваиваемой темы подготовлены страницы Альбома «Мои
Истоки», над которой может потрудиться ребенок вместе с родителями и закрепить
в образе осваиваемые духовно-нравственные категории;
* в-седьмых, для каждой темы подготовлены активные занятия, направленные
на развитие системы духовно-нравственных ценностей личности (методическая разработка
по активным занятиям для дошкольного образования представлена в сборнике
«Истоковедение», т. 5).
|
|
V. Научно-методические сборники «Отечественное образование» (тт. 1, 2, 3, 4)
|
|
Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины
(совместное издание Института содержания и методов обучения РАО и Издательского
дома «Истоки»).
Научные редакторы: ведущий научный сотрудник Института содержания и методов
обучения РАО, кандидат педагогических наук Т.Г. Жарковская; главный редактор
Издательского дома «Истоки», профессор, член-корреспондент РАЕН И.А. Кузьмин;
ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО,
кандидат педагогических наук Н.В. Матвеева.
Сборники включают в себя концепцию и научные статьи, посвященные проблеме
интеграции духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины.
Сборники предназначены для широкого круга читателей: педагогов, научных
сотрудников, методистов, организаторов воспитательной работы, администрации школ
и иных образовательных учреждений.
В концепции и статьях отражены теоретические идеи и практический опыт,
который уже есть в педагогической практике, но нуждается в научном обобщении
и распространении.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|